 |
Глызин Александр Витальевич
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
руководитель объединения «Водная экология», кандидат биологических наук
|
Объединение занимается экологическим образованием и просвещением учащихся лицеев, общеобразовательных школ на базе эколого-туристского отдела МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и УНУ «Экспериментальный пресноводный аквариумный комплекс байкальских гидробионтов» (ПАК) ЛИН СО РАН.
Учащимися объединения являются дети в возрасте 10-17 лет.
Детское объединение воспитанников первого года обучения формируется на основе результатов собеседования с родителями и детьми в ходе приема в коллективы МАОУ ДО г.Иркутска «Дворец творчества» ежегодно с 1 по 10 сентября. Возможен дополнительный набор воспитанников в ходе первого триместра учебного года.
Объединение комплектуется из учащихся, проявляющих интерес к изучению гидробиологии, экологии, байкаловедению и экспериментальной и полевой исследовательской работе. Численность группы составляет 15 человек.
Занятия проводятся 3 раза в неделю в течение 2-х академических часов, на базе ПАК Лимнологического института Сибирского отделения Российской Академии наук).
Еженедельно проводятся индивидуальные занятия (консультации) с воспитанниками на базе МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества».
Ежегодно часть воспитанников участвует в полевых научно-исследовательских работах на базе летнего лагеря «Ольхон».
Главным принципом работы объединения является вовлечение детей и подростков в реальную научно-исследовательскую деятельность.
Они кроме получения теоретических знаний, принимают участие в настоящих научных проектах.
Как любое научное творчество, эта деятельность заставляет их сталкиваться с вопросами, изучаемыми в программе основного образования – зоологии, экологии, информатики, математики, географии и т.д., стимулируя их глубокое и заинтересованное изучение.
Весь научно-исследовательский процесс сосредоточен на использовании организмов озера Байкал из живых коллекций «Пресноводного аквариумного комплекса» ЛИН СО РАН.
Занятия ведутся в течение всего года.
Используются различные формы организации занятий:
-
базовые лекции преподавателя дополнительного обучения;
-
тематические лекции старших воспитанников и научных сотрудников;
-
коллективная творческая лабораторная работа;
-
экскурсии в музеи, научные институты и ВУЗы г. Иркутска эколого-биологического профиля;
-
однодневные и многодневные выезды в живую природу;
-
летняя полевая научно-исследовательская работа на базе лагеря «Ольхон»;
-
участие в олимпиадах по биологии, экологии и научных конференциях;
-
подготовка печатных работ.
«Пресноводный аквариумный комплекс» расположен в помещении Лимнологического института СО РАН.
В его живых коллекциях представлены: эукариотические и зеленые водоросли, губки, рыбы, амфиподы, планктонные ракообразные и ручейники.
Эколого-биологические практикумы объединения включают следующие разделы естественных наук:
-
Гидробиология;
-
Зоология;
-
Ботаника;
- Экология, биоиндикация, экологический мониторинг.
Основой образовательной работы по этим направлениям является учебно-исследовательская деятельность.
Учебно-исследовательская деятельность предлагает знакомство с разнообразием байкальских гидробионтов, современными методами исследования и проведение самостоятельных научно-исследовательских работ.
Зоология и гидробиология включает:
- ознакомление с фауной позвоночных и беспозвоночных животных Прибайкалья и озера Байкал;
- изучение экологии и биологии отдельных видов гидробионтов в условиях искусственного содержания.
Ботаника включает:
- знакомство с водной флорой и растительностью оз.Байкал;
- обучение методам сбора, гербаризации и определения растений, составление флор;
- обучение методам описания водных растительных сообществ.
Экология, биоиндикация и экологический мониторинг включает:
- знакомство с особенностями оз.Байкал и его экосистем;
- освоение простейших методов биоиндикации водных экосистем;
- оценка экологического состояния водоемов.